Доходная работа

 

 

 

 

 

 

Технология, экономика, оборудование, учет, анализ, материалы, прибыль, деньги...
Доходная работа - теория экономики
 

      История экономики

      Первые первобытные люди по своим повадкам и образу жизни мало, чем отличались от остального животного мира. Они также как и животные, действовали по принципу «нашел - съел, поймал – съел». Унаследовав от других животных первую свою организованность, т.е. сбившись в стадо, человек стал перемещаться и добывать себе пищу коллективно. Стадность помогала человеку в борьбе за выживаемость. В условиях стадности при наличии общей добычи появился первый экономический принцип присвоения «кто сильней тот и ест первым».

      Экономика зародилась тогда, когда человек впервые начал распределять общую добычу отлично от простого животного инстинктивного способа, при котором насыщаться общей добычей сначала начинает вожак стада, затем все остальные, по принципу «чем сильнее, тем раньше».

      Иное распределение общей добычи подразумевает распределение либо с учетом приближенности к вожаку стада, либо с учетом полезности участия в добывании общего пирога, либо и того и другого вместе.

      Разумеется, что пока человек вел преимущественно бродячий образ жизни и для своего пропитания занимается только собирательством и охотой на мелких зверьков, большая часть  добычи съедалась добытчиком на месте, не являясь общей, т.е. человек жил преимущественно за счет самопроизводства. Общая добыча появлялась только тогда, когда появилась групповая, стадная охота, совместный сбор, а значит и примитивная организованность при добыче пищи и ее распределении. 

     И если, в начале становления первобытного стада последующий дележ общей добычи напоминал раздел ее по снижающему праву сильнейшего, т.е. общей добычей довольствовались сначала более сильные особи, а далее все более слабые, то по истечении определенного времени менялась и ситуация. Появилось распределение под руководством вожака уже до полного поглощения добычи, либо ее части, вожак стал решать за всех кому, когда и сколько можно взять от общей добычи.

     Период первобытного стада был наиболее продолжительным периодом существования человечества, так как этот период был начальным периодом становления человечества, становления общения, становления совместных действий при защите и нападении стада,  становления первых экономических отношений, появления понятия собственности и первого способа присвоения общей добычи – примитивного распределения. Все эти первоначальные отношения зарождались и развивались медленно в силу общего медленного развития самого человека.

     После перехода человека к оседлому образу жизни и рождению общинно-родовых отношений, стала меняться и система распределения. Она преобразовалась от чисто силового распределения к более или менее равноправному распределению по едокам. Но такая распределительная система, разумеется, также не устраивала человечество, поскольку являлась субъективной, а, следовательно, и несправедливой. Уже в то время отдельный человек стал понимать, что как бы хорошо он не трудился при производстве общей добычи, результат один – он получит столько, сколько пожелает вожак стаи, глава рода или какое-либо иное главенствующее лицо, наделенное этими правами, либо просто присвоившее их по праву сильнейшего.  Какой смысл тогда каждому отдельному индивиду «упираться», при такой системе получения благ гораздо выгоднее лучше понравиться вожаку стада или главе рода, и блага можно получать, практически не работая. Кстати, увы, и нынешнее человечество не далеко ушло от этих понятий и сегодня. Очевидно желание иметь как можно больше при минимуме собственных затрат умрет только вместе с человеком. Но с другой стороны, именно подобная позиция и помогала человечеству развивать свою производительность труда.

     Не секрет, что в любой организации, хоть частной, хоть государственной,  ее  руководитель оценивает любого работника (а значит, влияет на оплату его труда и получение иных благ в организации) не только по его трудовым заслугам, но и по симпатии и антипатии к определенному работнику. Причем влияние на оценку по второму признаку часто может превосходить результат его реального трудового участия. Именно подобное субъективное распределение и несет в себе несправедливость и как следствие уменьшение заинтересованности в активном трудовом участии членов этой организации. Трудиться при такой оценке становиться невыгодно или, по крайней мере, работая, необязательно «выпрыгивать из штанов». Падение заинтересованности в активном труде в обществе ведет это общество к застою, либо в обществе начинают зарождаться иные экономические отношения (блат, родственные и дружеские связи и т.п.), неофициально фактически меняющие систему присвоения произведенного продукта. 

     В основе любой распределительной системы лежит скрытая форма эксплуатации более активных и работоспособных ее членов сообщества пассивными ее членами, а также «властителями», которые находятся у распределительной кормушки, и, разумеется, в первую очередь не забывают покормить всласть себя.

     Почти вековая практика власти советов с плановой (распределительной) экономикой показала, что распределительные системы производимых благ, в конечном счете, не несут ни чего хорошего большинству граждан государства, ни с экономической точки зрения, ни с точки зрения морали и нравственности. Любая распределительная система имеет серьезные недостатки. Во-первых, это возможность прекрасного существования не очень добросовестных граждан за счет других и, следовательно, стремление остальных со временем к жизни первых и как следствие всеобщее падение заинтересованности к реальному труду. Во-вторых, как следствие из первого пункта, ущемление определенных прав «основных производителей» - это постепенный приход к экономическому застою. И, наконец, в-третьих, это необходимость иметь распределителя, лицо (лиц), наделенное соответствующими полномочиями по сути диктатора (распределитель иным не может быть), и который в первую очередь будет следить за своим благосостоянием. Разумеется, что всякие попытки вернуть человека к первобытным отношениям, возможны только при наличии либо диктатуры, либо всеобщего обмана (идеология лжи о «светлом будущем при всеобщем распределении»), а обычно эти две стороны совмещаются для обоюдной поддержки. Следует напомнить, что распределительные системы лежали в основе не только начального и среднего первобытного строя, но и в периоды «рабовладения» и «крепостничества».

      Шло время, человечество развивалось, начала зарождается новая экономическая система, основанная на иных экономических отношениях. С перерождением матриархата в патриархат, в котором роль мужчины заметно возросла, с выделением семьи и ее экономическим обособлением, община перестает быть родовой, превращаясь в соседскую. Главным экономическим отличием первой от второй является тот факт, что в условиях родовой общины все хозяйство рода было единым, а соседская община имела уже много отдельных натуральных семейных замкнутых хозяйств. Хотя в соседской общине, особенно в начале и сохранились некоторые общие работы, обязанности, связанные преимущественно с защитными функциями всей общины, тем не менее, в основе экономических отношений выступали уже обособленные производители, замкнутые хозяйства семей, производящие и потребляющие почти все самостоятельно.

     Однако такое положение, при котором были только полностью замкнутые натуральные семейные хозяйства, тащило экономику назад, именно в виду своей замкнутости, уровень разделения труда достигнутый на уровне общины снизился, оставаясь лишь на уровне внутрисемейного хозяйства. Для поддержания меж семейного разделения труда нужен был новый экономический механизм каким-то образом объединяющий разрозненные замкнутые натуральные хозяйства. Таким механизмом и стал обмен, вначале, разумеется, прямой натуральный, простой и примитивный. 

      Рождение обмена породило новые экономические отношения, возможность объективно оценивать труд друг друга и в соответствии с этим иметь определенные дополнительные блага для удовлетворения своих потребностей, благодаря снижению затрат и росту производительности труда.

     Когда появилась экономика? Конечно же, еще в период первобытности человечества. Если началом экономики считать первое разумное распределение общей добычи первобытными людьми, то, значит, экономика появилась в конце стадности человечества и начале образования первобытных родов. Однако же, если за точку отсчета принять первый факт обмена между людьми, то, стало быть, экономика зародилась несколько позже, скорее всего, в период развитого матриархата.  

     Будем считать, что экономика началась с момента первого разумного распределения добычи. Тогда всю историю развития экономики можно разделить на две эпохи. Начало экономики – это распределительная экономика, в период которой человечество знало лишь один главный метод присвоения благ через распределение путем деления общей добычи среди членов, входящих в этот распределительный круг. И вторая эпоха – эпоха обменной экономики, когда экономика начинает жить и развиваться по обменным принципам. Появление обмена, не уничтожает распределительные методы в экономике, которые до сих пор являются основными внутрипроизводственными методами присвоения благ. То есть, если между отдельными обособленными экономическими элементами (можно отдельными производителями) существует в условиях так называемой рыночной (или обменной) экономики обменная связь, то внутри экономического элемента (производителя) в большинстве случаев работают распределительные системы. С возникновением обмена в отношениях человека появилась совсем иная экономика – процессы обмена подтолкнули человека хозяйствовать более эффективно, зародилась новая сильнейшая  мотивация – возможность получения личной выгоды, а именно получение дополнительных благ, сверх своих затрат, не обманывая и не грабя при этом ни кого.  К сожалению, по поводу обмена и соответственно рыночной экономики есть и иные, совершенно не обоснованные мнения. Но об этом далее.

   Доходная работа © 2011 "Domurok"   счетчик посещений  Почта : domurok@yandex.ru
Сайт создан в системе uCoz